Темой данной работы является
«Межнациональные отношения не территории Красноярского края».
Красноярский край своей малой
единой родиной могут называть представители более чем 120
национальностей. Люди, разные по вере и национальной
принадлежности, веками жили здесь в мире и согласии, осваивали
эту землю, создавали ее мощный промышленный, интеллектуальный и
культурный потенциал.
Атмосфера
межнационального согласия и сегодня является важным условием для
дальнейшего развития нашего региона, сохранения социальной,
политической и экономической стабильности в нем.
Большой вклад в укрепление
гражданского мира на красноярской земле вносят
национально-культурные объединения, которых в нашем крае
насчитывается более шестидесяти. Благодаря их деятельности
представители разных народов поддерживают связь с этнической
родиной, сохраняют свои обычаи, традиции, культуру и язык.
По их инициативе в Красноярском
крае ежегодно проводятся различные фольклорные праздники и
фестивали. Все это позволяет Красноярскому краю оставаться
территорией межнационального согласия, где уютно себя чувствует
каждый человек независимо от национальной принадлежности и
вероисповедания.
Целью работы является
изучение этносов и межнациональных отношений на территории
Красноярского края.
Исходя из
цели, мы поставили перед собой задачи:
1.
Изучение литературы по
данной теме
2.
Сбор информации о
национально-культурных объединениях
3.
Анализ собранного
материала
Формирование этнической карты
Красноярского края
1. Заселение
территории Красноярского края
Национальный состав
Красноярского края отличается чрезвычайной пестротой и большим
разнообразием, ставшими результатом сложных этнокультурных,
демографических и политических процессов.
До прихода русских в
Приенисейской Сибири проживали преимущественно тюрко-язычные и
в меньшей степени самодийско-и кетоязычные племена. Большинство
из них находилось еще на стадии этнической консолидации.
В конце XVI—начале XVII вв. в
составе первых казачьих отрядов енисейские земли осваивали
выходцы изУкраины, Польши, Литвы, Поволжья. К началу XVIII в.
местные коренные народы по численности уже уступали пришлому
русскому населению. В первой четверти этого столетия в
Приенисейский край попало немало шведских военнопленных.
В XIX веке национальное
представительство Енисейской губернии расширялось за счет
ссыльнопоселенцев: поляков, немцев, евреев, народов Балтии. Для
лютеран (эстонцы, латыши, финны) в Минусинском уезде были
созданы специальные поселения. Параллельно развивалась
крестьянская миграция, особенно в пореформенный период. Среди
переселенцев оказалось много украинцев, татар, мордвы.
В1897 г. первая общая перепись
зафиксировала на территории Енисейской губернии 570 тысяч
жителей. На долю не русского населения приходилось 97 тысяч
человек (17% от общего числа), половина из которых была
представлена коренными этносами (северные народы— 9,4 тыс.
человек, «енисейские тюрки», или хакасы— 37,7 тыс. человек).
Среди «пришлых» народов наиболее
многочисленными оказались украинцы— 21,4 тысячи человек (3,75%),
татары— 6,0 тысячи (1,05 %), поляки— 5,9 (1,04%), евреи— 5,1
(0,88%), мордва— 3,8 (О,66%), латыши и эстонцы—по 1,4 (0,25%),
немцы и цыгане—по 1,0 (0,16%).
Со строительством
Транссибирской железной дороги и началом столыпинской аграрной
реформы в Енисейскую губернию хлынул огромный поток
переселенцев, среди которых было много белорусов, украинцев,
татар, поляков, эстонцев, чувашей, латышей и латгальцев.
С началом Первой мировой войны в
Сибири оказалось большое количество беженцев из прифронтовых
территорий России (Украина, Белоруссия, Балтия), а также
представителей европейских народов из числа военнопленных
Германии, Австро-Венгрии, многие из которых приняли участие в
гражданской войне с обеих враждующих сторон.
1.2 Народы
Красноярья в советский период
На изменение национального
состава Енисейской губернии начала 1920-х годов повлияли
репатриация иностранных военнопленных, а также большой приток в
Сибирь т. н. «голодбеженцев» из национальных районов Поволжья,
пораженных сильнейшей засухой.
К 1926 году нерусское население
Красноярского края насчитывало 185 тысяч человек, из них только
треть (62 тыс.) приходилась на автохтонные народы. К этому
времени в регионе без учета Туруханского края существовало
более 3,6 тысячи национальных селений. Так, хакасы проживали в
434 улусах; 313 сел, деревень и поселков имели белорусы, 119 —
украинцы, 71 — татары, — мордва, 26 — чуваши, 34— народы Балтии.
Две трети национальных селений приходилось на долю хуторов,
широко распространенных среди латышей и латгальцев, эстонцев,
поляков, литовцев. В местах их компактного проживания стали
создаваться национальные сельские советы, районы, округа
(Таймырский и Эвенкийский в 1930 г.), автономная область
(Хакасская в 1930 г.).
Жесткие политические события
1930—1940-х годов существенно перекроили этническую карту
Красноярского края. Ссылка и депортация, первоначально по
социальному, а затем и национальному признакам привели к
появлению в регионе десятков тысяч поляков, немцев, калмыков,
латышей, эстонцев, литовцев, греков, финнов-ингерман-ландцев,
болгар и других народов. В1953 г. в крае насчитывалось более 140
тысяч спецпоселенцев из числа нерусских народов.
После реабилитации большинство
из них вернулись на родину, а оставшиеся пополнили существующие
или положили начало новым, нетипичным для Красноярского края
диаспорам (греки, калмыки, корейцы, китайцы и др.).
Во второй половине XX столетия в
сфере этнодемографического развития Красноярского края
прослеживаются новые тенденции. С одной стороны, с 1950— 1960-х
годов начинается стабильное уменьшение численности ряда
старожильческих этносов: евреев, немцев, поляков, мордвы,
финнов, народов Балтии. С другой стороны, в большом количестве
начинают приезжать выходцы из трудоизбыточных районов Средней
Азии, Кавказа и других регионов. Так, в 1950-е годы в крае
появляются достаточно крупные диаспоры азербайджанцев, грузин,
армян; в 1960-егоды—узбеков и молдаван.
Этот поток значительно
усиливается в связи с увеличением потребности в трудовых
ресурсах на строительстве и освоении краевых гигантов
индустрии. В 1970—1980-е годы в регионе появляются крупные
группы таджиков, киргизов, осетин, чеченцев, ингушей, некоторых
народов Дагестана (лезгин, аварцев, кумыков, даргинцев).
В целом на протяжении всего ХХ
века удельный вес нерусского населения в Красноярском крае
оставался достаточно стабильным на уровне 13,5%, за исключением
искусственного прироста в 1940—1950-е годы.
1.3.
Итоги переписи населения 2002 года
Серьезные и достаточно
противоречивые изменения в национальном составе региона
произошли в трудные 1990-е годы, которые сопровождались жесткими
реформами в политической и социально-экономической сферах,
резким подъемом национального самосознания и образованием
суверенных государств на постсоветском пространстве, повышенной
миграционной активностью населения и кризисом демографического
развития.
Анализ данных Всероссийской
переписи населения 2002 года позволяет сделать некоторые выводы
по современному состоянию этно-демографической ситуации в
Красноярском крае (без учета Хакасии).
Во-первых, в регионе существенно
уменьшился удельный вес нерусского населения, с 12,4% в 1989
году до 11,0% в 2002 году. Характерно, что численность русских
сократилась за 13 лет на 22,3 тысячи человек, или 0,5%, в то
время как «потери» национального сообщества за это время
составили 50,3 тысячи человек, или 13,3%.
Во-вторых, расширился список
национальностей, проживающих на территории края, со 124 до 137.
Интересно, что перепись 2002 года не выявила представителей семи
национальностей, отмеченных ранее в переписи 1989 года (чуванцы,
евреи грузинские и среднеазиатские, ороки и орочи, юкагиры и
крымчаки). И наоборот, в последней переписи появилось 19
национальностей, ранее, как правило, не встречавшихся на
территории Красноярского края. Одна из главных причин этого —
всплеск национального самосознания 1990-х годов и либерализация
в деле определения этнической самоидентификации.
В целом по России перепись 2002
года выделила 68 новых этнических категорий, в их числе 22
«получили» статус самостоятельных народов. Так, зафиксированные
в 2002 году 159 чулымцев Красноярского края в прошлом были
записаны как «хакасы» или «русские». Езидов (217 человек в крае
на 2002 г.) ранее определяли как этно-конфессиональную группу
курдов, талышей (122 человека) причисляли к близким им по
культуре азербайджанцам, нагайбаков (17) — к татарам, русинов
(4) — к украинцам, бесермян (3) — к удмуртам, югов (3) — к
кетам, кереков (2) — к чукчам.
Независимо от алтайцев были
подсчитаны кумандинцы (11) и телеуты (1). Впервые на территории
края были зарегистрированы среднеазиатские цыгане (3) и арабы
(15), черногорцы (8) и водь (2), хемшилы (1) и португальцы (1).
С 1939 г. не учитывались красноярскими статистиками шведы (в
2002 г. — 2 человека), с 1970 г.— англичане (8), с 1979 г.—
американцы (16).
В-третьих, существенно
изменились численность и удельный вес этносов внутри
национального сообщества края. Количество старожильческого (для
Красноярья) диаспорного населения уменьшилось вследствие
снижения естественного прироста, миграционной убыли,
культурно-интеграционных и ассимиляционных процессов.
Численность татар региона за
последний межпереписной период снизилась на 10%, бурят, немцев и
якутов — на 15—18%, башкир, литовцев, марийцев, молдаван,
поляков, тувинцев, удмуртов, финнов, хакасов и чувашей — на
20—30%, белорусов, латышей, мордвы и украинцев — в 1,5— 1,7
раза, евреев — в 1,9 раза.
По мнению ученых, если
численность этноса уменьшилась за столь короткий срок более чем
на 20%, то основную причину этого следует искать в смене
этнической идентичности. Исключение составляют евреи, у которых
главная причина — эмиграция и старение диаспоры. В отличие от
старожильческих национальностей Красноярья значительно увеличили
свое представительство в регионе за счет повышенной рождаемости
и активной миграции диаспоры Кавказа, Средней и Юго-Восточной
Азии: корейцы — на 24%, народы Дагестана и китайцы — в 1,5 раза,
киргизы — в 2 раза, азербайджанцы — в 2,6 раза, таджики — в 2,9
раза, армяне — в 3,6 раза. Неслучайно поэтому азербайджанцы
переместились с 8-го места в 1989 г. на 5-е место в 2002 году,
армяне — соответственно с 23-го на 8-е место, киргизы — с 27-го
на 15-е, таджики — с 32-го на 19-е, лезгины — с 33-го на 25-е и
т. д.
В-четвертых, в регионе
наблюдается стабилизация численности коренных малочисленных
народов Севера (КМНС) с небольшой тенденцией к росту — 6% за
межпереписной период. У долган и эвенков он составил 7—8%, у
селькупов — 15%, ненцев и кетов — 21—22%. Исключение
представляют энцы (рост в 1,8 раза) и нганасаны (убыль на 26%).
Прирост северного аборигенного
населения в сложных социально-экономических условиях обусловлен
достаточно высокой рождаемостью, а также активной
самоидентификацией метисов в пользу отнесения себя к народностям
Севера. Их ожидания связаны с надеждой на адресную социальную
поддержку со стороны государства через принятие и реализацию
федеральных и краевых целевых программ.
В-пятых, среди национальных
меньшинств ускоренными темпами развиваются урбанизационные
процессы. Прибывающие в край мигранты стараются закрепиться в
крупных городах, формируя анклавы по этническому признаку, в то
время как проживающие на селе старожильческие народы
стремительно уменьшаются по причине миграции за пределы региона
и «старения» населения. Следствием этого стало неуклонное
сокращение мест их компактного проживания. На 2002 г. в крае
насчитывалось 132 подобных селения по 21 национальности: у татар
— 35, чувашей — 19, эвенков — 16, долган — 12 (в т. ч. 3
смешанных с другими нерусскими национальностями), ненцев — 9,
кетов — 7, эстонцев и немцев — по 6, украинцев — 4 (1), мордвы —
3, латгальцев — 3, удмуртов и хакасов — по 2, селькупов — 2 (1),
нганасан — 2 (1), якутов, латышей, марийцев, белорусов, поляков
и тувинцев — по 1.
В целом нерусское население
проживает во всех без исключения городах и районах Красноярского
края. В более чем половине из них удельный вес национальностей
не превышает 10%, еще в 23 городах и районах данный показатель
колеблется от 10 до 20%. В Норильске, Казачинском и
Тунгусско-Чунском (ЭАО) районах доля нерусского населения
находится на уровне 20—30%, в Дудинском муниципалитете (ТАО),
Байкитском (ЭАО) и Пировском районах — в пределах 40—50 %, в
Хатангском районе (ТАО) достигает 65%, а в Усть-Енисейском
районе того же округа — 74%.
2. Правовая защита
культурного наследия народов Красноярского края
Защита культурного наследия
человечества в целом и каждого из народов является одной из
важнейших задач права. Нормативно-правовая база в области
защиты культурного наследия велика. Это и нормы
международного права, и принятые в соответствии с ними
Законы Российской Федерации, и нормативно-правовые акты
субъектов Российской Федерации, в том числе и Красноярского
края.
В процессе многовекового
развития Приенисейского края – одного из обширнейших
российских регионов – на его территории сформировалась
уникальная историко-культурная среда, хранящая память о
социально-экономических культурных особенностях жизни многих
поколений сибиряков.
Региональная специфика
межэтнических взаимоотношений на территории Приенисейского
края дает возможность говорить о реализации Концепции
региональной национальной политики Красноярского края. Одним
из важнейших направлений этой политики, является правовая
защита уникального многонационального культурного наследия
народов, живущих на этой территории. В настоящее время в
Красноярском крае около 4000 объектов культурного наследия.
Города Красноярск, Енисейск, Минусинск, Ачинск, Канск,
поселки Шушенское, Ермаковское, Тасеево объявлены
историческими населенными местами. Конечно, государственные
списки нельзя назвать полными. Специалисты считают, что в
Красноярском крае возможно поставить на режим охраны до
50000 объектов культуры.
Закон Красноярского края «О
культуре» определяет основные направления государственной
политики в области культуры, направленной на развитие и
сохранение российской культуры, культурной самобытности
наций и народностей, проживающих на территории Красноярского
края.
Статья 3 Закона гласит о
том, что в Красноярском крае признается ровное достоинство
культур, равные права и свободы в области культуры всех
проживающих на территории края народов и иных этнических
общностей, органы государственной власти и местного
самоуправления способствуют созданию равных условий для
сохранения и развития культур, обеспечивают и укрепляют
целостность культуры посредством законодательного
регулирования государственной политики в области культуры.
В Красноярском крае
гарантируется право всем этническим общностям на
культурно-национальную автономию, на свободную реализацию
своей культурной самобытности.
Федеральный Закон «О
гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской
Федерации» (1999 год), устанавливает правовые основы
гарантий самобытного социально-экономического и культурного
развития коренных малочисленных народов РФ, защиты и
исконной среды обитания, традиционных образа жизни,
хозяйствования и промыслов, их культурного наследия
(коренные малочисленные народы - народы, проживающие на
территориях традиционного расселения своих предков,
сохраняющие традиционный образ жизни, насчитывающие не менее
50 000 человек в РФ и осознающие себя самостоятельными
этническими общностями).
Принятый в 1996 году
Федеральный Закон «О национально-культурной автономии»
создает правовые условия взаимодействия государства и
общества для защиты национальных интересов граждан РФ в
процессе выбора им путей и форм своего развития.
Конкретные мероприятия по
сохранению культурных ценностей, в большей степени
проводятся на региональном, местом уровне. В настоящее время
для сохранения культурного наследия народов Красноярского
края:
1. Открыта
Международная кафедра ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии»
на основании соглашения между КГТУ и ЮНЕСКО.
2. Созданы
службы Гражданской обороны защиты культурных ценностей
Красноярского края.
3. Утверждено
Положение «Об условиях и порядке рассмотрения предложений об
отнесении объектов культурного достояния Красноярского края
к числу особо ценных объектов культурного наследия
Красноярского края.
4. Создано
отделение международной кафедры ЮНЕСКО в России по
реставрации объектов культурного наследия на базе
Красноярской государственной строительной академии.
В администрации края создан
Комитет по делам национальностей, религий и общественных
объединений. С января 2002 года при администрации края
действует совет мусульман. За 1990-е годы заметно возросло
значение национального вопроса в международной политике, его
влияние на общественное сознание и межличностные отношения
на местах.
Хочется выделить еще один
аспект, но негосударственной, а межличностной политики в
межнациональных отношениях. Когда национальные центры
организуют мероприятия, связанные с традиционным торжеством
отдельного народа, в нем принимают участие представители
других национальных обществ. Показывая свое уважительное
отношение к другим культуре, обычаям, традициям и желая
познакомиться с ними, представители других этносов принимают
участие в праздновании, поздравляют друг друга.
Результатом объединения
государственной политики и общественной инициативы и
являются национально-культурные общественные объединения.
Примером объединений такого рода может послужить
Межнациональный Культурный Центр Красноярского края,
созданный на базе культурно-исторического музейного
комплекса.
3. Национально-культурные
объединения
Национально-культурные
объединения стали появляться в Красноярском крае с конца
1988 года. К началу 2006 г. их количество достигло 69, в т.
ч. 60 зарегистрированных. В работе этих объединений
принимают участие представители почти 50 народов,
проживающих на территории региона.
Наиболее развита сеть
национально-культурных объединений (НКО) у русских — 9 (в т.
ч. 6 казачьих), коренных народов Севера — 8 (по 8
национальностям), немцев — 3 (без учета свыше 30 филиалов и
центров). По 4 НКО имеют поляки и азербайджанцы, по 3 —
татары и узбеки; по 2 — буряты, киргизы, лезгины, литовцы,
таджики, хакасы и чуваши. Еще 20 национальностей имеют по
одному НКО, а в общественной организации «Страна гор —
Дагестан» работают представители 7 народов этой республики.
Организационные формы
национальных объединений самые различные: общества,
ассоциации, центры, автономии и т. п. К примеру,
национально-культурных автономий (НКА) насчитывалось на
январь 2006 года 16, в том числе 9 регионального и 7
местного уровней. По 2 автономии имеют чуваши и немцы, по
одной — азербайджанцы, армяне, белорусы, евреи, киргизы,
лезгины, литовцы, поляки, татары, узбеки, украинцы и хакасы.
Координационные функции по
взаимодействию с национальными общественными объединениями
выполняют Межнациональный культурный центр (при Дворце труда
и согласия, г. Красноярск, пр. Металлургов, 22), Палата
национальностей Гражданской Ассамблеи Красноярского края (с
2004 г.), Совет молодежных национальных объединений при
управлении общественных связей администрации края (2004).
Кроме того национально-культурные объединения этнических
мусульман входят в Совет мусульман края (2002).
3.1.
Объединения, входящие в состав Межнационального Культурного
Центра Красноярского края
-
Красноярская
региональная общественная организация «Русское общество
«Русло»
-
Общественная
организация. Красноярская краевая национально-культурная
автономия «Беларусь»
-
Общественная
организация. Красноярская национально-культурная
автономия «Украина»
-
Красноярская
региональная общественная организация национально
культурная автономия российских немцев
-
Региональная
общественная организация Красноярская краевая еврейская
национально-культурная автономия «Гаскала»
-
Красноярская
региональная чувашская национально-культурная автономия
-
Местная
общественная организация татарская
национально-культурная автономия «Янарыш»
-
Общественная
организация Красноярская краевая национально-культурная
автономия «Дом Польский»
-
Красноярская
региональная общественная организация Латышское
национально-культурное общество «Дзинтарс»
-
Красноярская
краевая организация Красноярская краевая литовская
национально-культурная автономия «Литуаника»
-
Красноярская
общественная организация Сибирское финское общество «Ингрия»
-
Красноярское
добровольное общество эстонской культуры «Ээсти»
-
Ассоциация
студентов, аспирантов Красноярского края – молодежи
республики Саха (Якутия) «Аартык»
-
Местная
общественная организация Хакасская
национально-культурная автономия «Алтын Сыын»
-
Красноярская
краевая национально-культурная армянская автономия «Ехпайрутун»
-
Красноярская
краевая общественная организация Азербайджанская
национально-культурная автономия «Азери»
-
Красноярская
региональная чеченская общественная организация «Вайнах»
-
Местная
общественная организация Таджикский
национально-культурный центр «Пайванд»
-
Единое енисейское
казачье войско
-
Межрегиональная
ассоциация коренных малочисленных народов Севера
Красноярского края и Эвенкии
-
Местная
общественная организация Киргизский
национально-культурный центр «Достук»
-
Красноярская
местная общественная организация Русско-итальянское
национально-культурное общество «SIBITA»
-
Местная
общественная организация Красноярский Узбекский
национально-культурный центр «Дустлик»
-
Красноярская
региональная общественная организация «Китайская община»
-
Региональная
общественная организация Красноярского края Удмуртский
национально-культурный центр «Огонек»
-
Красноярская
региональная общественная организация Молдавское
национально-культурное общество «Ватра»
-
Красноярская
региональная национально-культурная общественная
организация «Страна гор – Дагестан»
-
Межрегиональная
ассоциация таджикских национально-культурных объединений
«Ассоциация таджиков Сибири»
Заключение
В своей работе национальные
общественные организации Красноярского края основное
внимание уделяют вопросам сохранения и развития национальных
традиций, обычаев, культуры.
Так, главным событием 2003
года в сфере национально-культурной жизни края стал
Всесибирский фестиваль национальных культур «Сроднила нас
Сибирь», проведенный в рамках празднования 375-летия города
Красноярска. Обширная программа фестиваля включала
театрализованное шествие в национальных костюмах, с танцами
и песнями; музыкальный салон, проведенный обществом
эстонской культуры совместно со знаменитым духовым оркестром
из эстонской деревни Верхний Суэтук (Красноярский край);
выставку-продажу блюд армянской, китайской, азербайджанской
и таджикской национальных кухонь; «Город мастеров» с
мастер-классами и сельские национальные подворья с участием
латышского, литовского, польского, немецкого, еврейского
обществ, а также ассоциаций коренных малочисленных народов
Севера; вернисаж произведений национальных художников и
мастеров; презентацию буклета «Содружество культур на
Енисее», рассказывающего о жизни национальных сообществ
Красноярска. Завершился фестиваль большим этноконцертом для
жителей и гостей краевого центра.
В последние годы в
Красноярском крае регулярно проводятся дни национальных
культур с широкими и интересными программами (народов
Севера, Дагестана, Средней Азии, финно-угорских и
балтийских народов, евреев, итальянцев, белорусов, поляков,
украинцев и др.). Уже традиционными для Красноярского края
стали русская масленица, праздники «Хэйро», рыбаков и
оленеводов народов Севера, татаробашкирский «Сабантуй»,
чувашский «Акатуй», хакасский «Чыл Пазы», якутский «Ысыах»,
бурятский «Сагаалган», тувинский «Шагаа», таджикский «Сайри
Лола», молдавский «Марцишор», финский «Юханнус», армянский «Вардавар»,
праздник «Навруз» народов Средней Азии и Азербайджана, Дни
славянской культуры и письменности, праздник народов Балтии
«Янов день — Лиго», карело-финский «Калевала», немецкий
праздник весны, китайские «Юаньсяоцзе» и «Чуньцзе»,
украинские «Шевченковские дни», спортивный праздник «Интер»
и межрегиональный конкурс «Мисс Азия — Сибирь» с участием
студентов из Бурятии, Тувы, Якутии и Хакасии, фестиваль
еврейской книги, турнир по мини-футболу «Кубок наций»,
фестиваль казачьей песни «Енисейский меридиан» и многие
другие.
Большой массовостью и
масштабностью отличались проводимые национально-культурными
объединениями мероприятия, посвященные религиозным датам:
христианским Рождеству и пасхе, мусульманским курбан-байраму
и ураза-байраму, еврейским рошашшана и пуриму и т. д.
Выступления национальных
творческих коллективов и организация национальных подворий
постепенно становятся традиционными при проведении массовых
мероприятий: юбилеев районов, народных гуляний и пр.
Деятельность национальных
сообществ Красноярского края зачастую выходит за рамки
сугубо культурно-досугового или просветительского характера.
Они активно развивают межрегиональные и межгосударственные
связи с исторической родиной, участвуют в
социально-гуманитарных акциях и программах, проводят научные
изыскания в области краеведения и истории, реализуют
издательские проекты, способствуют расширению
информационного пространства.