Не прошли стороной Кемчуг
события Октябрьской революции, гражданской войны. Что может
рассказать о них старенький вокзал?
Декабрь 1919 года... На
железнодорожных путях застряли десятки колчаковских
эшелонов. Начиная от Новониколаевска, (ныне
Новосибирска) вся железная дорога была забита брошенными
вагонами и открытыми платформами со снаряжением,
боеприпасами. Злой сибирский ветер свистел в проломанных
стенках вагонов, забивал сухим и колючим снегом жерла пушек,
наметал сугробы на брошенные чемоданы, баулы и корзины.
5-я Красная Армия гнала колчаковцев на восток... В первых
числах января 1920 года район станции Кемчуг стал местом
ожесточенных боев. После освобождения Ачинска части Красной
Армии продолжали стремительное наступление на Красноярск.
В эти дни в Красноярске
началось вооруженное восстание рабочих и солдат гарнизона,
перешедших на сторону Советской власти. Путь для
колчаковцев, сосредоточившихся в районе ст. Козулька и
Кемчуг, оказался отрезанным. Воинские части, отходившие по
старому Московскому тракту, искали обходные пути. По
Трудновскому тракту потянулись обозы. Тысячи солдат и
офицеров шли пешком, ехали на реквизированных в селах подводах.
Шестого января 1920
года части Красной Армии в упорных боях окружили
белогвардейцев в районе станции Минино, а восьмого января
вошли в Красноярск.